1035 лет национальной традиции и 420 лет празднованию Сецубун (Япония)
Сэцубун (сетсубун) – один из древнейших и интереснейших праздников, посвящённых концу зимы и началу весны (аналог православной Масленицы).
Слово «сэцубун» значит«водораздел сезонов», им обозначают день накануне прихода нового сезона. Понятие сэцубун пришло в Японию с введением древнего китайского летоисчисления и относилось к четырем дням в году – канунам наступления весны (риссюн), лета (рикка), осени (риссю) и зимы (ритто). Большее значение придавалось кануну прихода весны, так как она ассоциировалась с пробуждением природы, началом года и сельскохозяйственных работ. Сэцубун обычно празднуется в ночь с 3 на 4 февраля. Сэцубун как праздник начал отмечаться с эпохи Хэйан (794-1154 гг.), первоначально среди аристократии, а затем и других сословий. С эпохи Токугава(1603 г.) он вошел в жизнь каждой семьи и одновременно начал отмечаться в известных храмах, превратившись в торжественное зрелище.
Есть реальная причина появления традиции сэцубун. В 735—737 годах в Японии распространилась первая известная эпидемия натуральной оспы в мире, во время которой погиблоот 25 до 35 % всего населения страны. Эта эпидемия имела огромные социальные, экономические и религиозные последствия на японское общество. Повлияло это и на сознание средневековых японцев, считавших виновником болезни – нечистую силу (демонов).
С другой стороны, появление обрядности сэцубун связано с одним из важнейших понятий китайской философии – инь-ян (в переводе – путь Темного и Светлого начал), которое японцы активно перенимали в V-VI вв. н.э.. Это два противоположных начала, лежащие в основе мироздания: света и тьмы, положительного и отрицательного, активного и пассивного, юга и севера, женского и мужского и т.п. Считалось, что на стыке сезонов эти начала противостоят друг другу, что вызывает опасность появления разного рода несчастий. Отсюда родился обряд изгнания демонов, который имеет несколько названий (они-яраи, они-хараи, цуина, ониоисики), но суть их одна: прогнать злых духов и обеспечить себе благополучие.
Изгнать злых духов можно с помощью амулетов и разбрасывания бобов. Амулет, как правило, представляет собой ветку вечнозеленого кустарника османтус с колючими листьями и сильным запахом цветов. На ветку османтуса насаживают высушенную голову рыбы иваси. Существовала легенда, что в этот вечер злой дух Кагухана появлялся в городе, ловил и поедал девушек и детей, и отпугнуть его можно было лишь запахами османтуса и сушеной иваси.
Разбрасывание бобов (мамэ-маки или мамэ-ути) связано с другой легендой, согласно которой во времена императора Уда (888 – 896 гг.) в городе появился злой дух, сошедший с горы Курама. Чтобы изгнать его, семеро ученых монахов возносили молитвы в течение 7749 дней, а затем откупились от него бобами. Разбрасывание бобов – наиболее важная часть обряда. Бобы жарят на огне, который считается очищающей стихией, а затем разбрасывают их у входа, а также во всех комнатах, особенно в темных углах, где якобы могут находиться черти. Обычно этот почетный обряд выполняет хозяин дома, приговаривая «Они ва сото – фуку ва ути», что означает «черти вон, счастье в дом». В семьях, где есть маленькие дети, обряд обычно превращается в веселую забаву. Кого-нибудь из мужчин, папу или дедушку, наряжают в черта, ряженый прыгает по комнате, а родственники бросают в него соевые бобы. Потом бобы собирают и едят в качестве ритуальной пищи, чтобы отвести всяческие болезни. Считается, что надо съесть столько бобов, сколько тебе лет, и еще один для того, чтобы в наступившем году ты был здоров и удачлив в делах. С эпохи Хэйан существовал также обычай заворачивать бобы (по числу лет плюс один) в бумагу и ночью класть сверток на перекресток дорог, чтобы кто-нибудь на него наступил. В этом случае все несчастья прошлых лет покинут человека. В этот день принято есть Эхо-маки – счастливые рулеты (см.нижний рис.), которые необходимо есть молча, повернувшись в определенную сторону и думая о своем желании на предстоящий год. Каждый год направление меняется. Что касается начинки, то могут быть использованы любые ингредиенты, но важно соблюдать одно правило: начинка для эхо маки должна состоять из семи ингредиентов, поскольку богов счастья именно семь.
В сэцубун во всех храмах, синтоистских и буддийских, проводится обряд изгнания бед, во время которого собираются толпы народа. Из храма с шумом выбегают мужчины в костюмах демонов и смешиваются с толпой. Позже появляются переодетые монахи, которые гонят демонов по улицам, а затем возвращаются в храм, после чего начинается церемония разбрасывания бобов. В ней участвуют специально избранные для этой цели тоси-отоко (человек года), обычно это наиболее влиятельные, уважаемые люди: депутаты, артисты, писатели, борцы сумо и т.п. Одетые в традиционные праздничные одежды, они разбрасывают из деревянных коробочек завернутые в белую бумагу бобы, выкрикивая «они ва сото, фуку ва ути». Обычно фестиваль сэцубун проходит очень весело, так как все действо проводится в костюмах чертей и традиционных праздничных нарядах, и за день в некоторых храмах, таких, как Нарита-сан, разбрасывается около тонны бобов. Храм Нарита-сан Синсёндзи (Токио) является культурным достоянием Японии и одним из главных храмов буддийской школы Сингон. Он был построен вокруг статуи божества Фудо Мё О – одного из защитников людей от демонов, которую возвели в 938 г.! По сути, японцы верят в победу добра над злом уже 1085 лет! Я тоже желаю позвать в эту ночь счастье в ваш дом на год вперёд!