Никита Яковлевич Бичурин – путешественник и языковед, один из первых крупнейших китаеведов России, переводчик, ученый-историк.
Никита Бичурин родился 29 августа 1777 г. в с. Успенское АкулевоЦивильского уезда Казанской губернии (ныне это деревня Типнеры Чебоксарского района Чувашии). Он — выходец из бедных слоев сельского духовенства, представители которого занимались христианским просвещением чувашей. В 1785 г. в возрасте восьми лет Никита поступил в Казанскую семинарию, являвшуюся важным центром подготовки православных деятелей для обширного района (от Волги до «Азиатского» Востока). За 15 лет учебы в Казани он блестяще выучил богословие, греческий и латинский языки, а также французский и немецкий. Он хорошо научился рисовать, и впоследствии сопровождал свои историко-этнографические исследования великолепными иллюстрациями. Также в семинарии у Н. Бичурина появился интерес к жизни и культуре других народов, что, видимо, определило его дальнейшую деятельность.
В 23 года Никита Бичурин принял монашеский сан, и уже как отец Иакинф быстро продвигался по карьерной лестнице. В 1801 г. он был назначен настоятелем Казанского Иоанновского монастыря, через год Синод возвел Иакинфа в сан архимандрита Вознесенского монастыря и ректора духовной семинарии в г. Иркутск.
Судьбоносным стало назначение отца Иакинфа в 1807 г. начальником Девятой духовной миссии в Китай, где он пробыл два срока. Информация о народах зарубежной Азии, накопленная в период первого столетия существования русской духовной миссии в Пекине, была очень скудной. Поэтому крайне важен тот факт, что отец Иакинф с первых дней пути по своей личной инициативе вел подробный дневник, в который заносил впечатления от общения с жителями Китая и Монголии, их быта, хозяйства, обычаев и т.п.
В 1810 г. отец Иакинф отчитывался перед Синодом, что пытается составить китайско-маньчжурско-русский словарь, который одновременно будет и универсальной энциклопедией китайской культуры, растительного и животного мира, ремёсел и т. д, Кстати, Бичурин единственный из всех миссионеров выучил китайский язык, не располагая ни словарями, ни соответствующей литературой. За два года самостоятельного усвоения китайского языка при непосредственном бытовом общении с местным населением «Китайско-русский словарь» был создан. После этого Бичурин начал изучать трудыи письменные источники по истории, географии, этнографии, медицине и другим областям знаний народов Китая, Маньчжурии, Монголии, Туркестана и др. Стремясь побольше узнать о научной деятельности западных востоковедов, Никита Яковлевич тщательно изучил их произведения, хранившиеся в библиотеке португальской католической миссии в Пекине. После 14 лет пребывания в Китае Бичурин на 15 верблюдах вывез огромную библиотеку весом 400 пудов.
С 1822 г. Синод и Министерство духовных дел начали готовить против монаха обвинение. Церковный суд приговорил Н. Я. Бичурина к тюремному заключению в монастыре на острове Валаам, где он продолжал работать до освобождения в 1826 г. Все это время видные чиновники Азиатского департамента и друзья Бичурина добивались его освобождения (дружил с А.С. Пушкиным, встречался с В.Г. Белинским, Н.А. Некрасовым, И.И. Панаевым, И.А. Крыловым и т.д). Специальным указом император перевел Иакинфа в Александро-Невскую лавру, чтобы тот в связи с блестящим знанием китайского и маньчжурского языков «мог быть полезен в Государственной коллегии иностранных дел». Начался самый блестящий период жизни Бичурина – время его неутомимой научной и общественной деятельности. Наивысший творческий подъем Н.Я. Бичурина приходится к 1827–1837 гг., когда он почти полностью выполнил свои планы научных исследований в области востоковедения.
В 1830 г. Н. Бичурин покинул Петербург и уехал в Забайкальскую экспедицию П. Л. Шиллинга. Деятельность Никиты Яковлевича не ограничивалась историко-этнографическими и статистическими исследованиями. В городе Кяхта он открыл первую в России школу для детей кяхтинских купцов, стал её первым преподавателем, составил первые программы обучения и написал учебник «Китайская грамматика». У него была идея создания учебного заведения для переводчиков китайского языка, столь необходимых для укрепления русско-китайских торговых отношений. В Азиатском департаменте обучал китайскому языку членов духовной миссии перед их отъездом в Китай.
Деятельность Н.Я. Бичурина получила заслуженное признание в России и Европе. В 1828 г. отец Иакинф был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук; в 1831 г. его зачислили в состав Азиатского общества в Париже; четырежды (в 1834 г., 1839 г., 1843 г., 1849 г.) он удостаивалсяДемидовской премии — высшей в России награды в области науки.
В последние годы жизни отец Иакинф тяжело болел. Никита Яковлевич Бичурин – основоположник российского востоковедения, оставивший глубокий след в науке и культуре России и Чувашии, ученый-энциклопедист XIX в.– умер в монастыре, в одиночестве 11 мая 1853 г.
Постановлением Совета Министров Чувашской Республики от 7 декабря 1992 г. №390 учреждена Государственная премия имени Никиты Бичурина, присуждаемая ежегодно за лучшие исследования в области науки.