В ноябре 2017 состоялась грандиозная экспедиция ТОО РГО в Узбекистан. Материала и впечатлений оказалось так много, что рассказать о поездке смогли только в 2018 году. Как признается участник экспедиции Евгений Кожевников, Узбекистан –это очень дружелюбная, безопасная, неповторимая и интересная страна! «Даже по приезду в Томск, ноги продолжали гудеть от бессчётных ступеней минаретов, и еще долго ощущался вкус специй и узбекского плова».
Начнем рассказ с площади Регистан в Самарканде, на которой находится ансамбль из трех величественных средневековых университетов, включенный в 2001 году в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Центром этого ансамбля, считающегося одним из величайших сооружений исламского мира, является медресе Тилля-Кари, слева от него построено медресе Улугбека, а справа — медресе Шердор.
Строительство медресе шло в разное время. Первым было медресе Улугбека, возведенное в период с 1417 по 1420 гг. по распоряжению внука Тимура — правителя и астронома Улугбека. Двумя веками позже по распоряжению самаркандского правителя Баходура Ялангтуша были построены еще два монументальных здания: медресе Шердор и медресе Тилля-Кари. Каждое из трех строений являет взору свой неповторимый декор — филигранные вырезанные в камне узоры, украшающие стены и порталы. Голубые купола медресе сделаны из обожженного кирпича, а снаружи облицованы глазурованной плиткой, которая ярко сияет на солнце, с какой бы стороны оно не светило. Изящество драгоценных мозаик медресе Улугбека, бирюзовые купола и величественные минареты Шердора, золотые росписи стен Тилля-Кари — все это поражает, удивляет и притягивает.
Выезд из Самарканда в сторону Зеравшанских гор и посещение горного аула «Чирокчи». Достаточно интересная в плане этнографии и сюжетной съемки локация – сама обстановка завораживает. Особенно местная девушка, которая для путешественников жарила в казане лепешки, а топила кизяком (кто не знает — это пресованный навоз). Гостей встретил хозяин дома, угостил чаем и показал, как его семья живет в горном ауле, как ведет свое хозяйство. Дочери изготавливают ковры из овечьей шерсти. Ехать туда не близко, но, пожалуй, стоит!
Возвращение в Самарканд. Следующий пункт — Мавзолей Гур-Эмир.
Многие великие исторические памятники Самарканда связаны с именем выдающегося правителя и воина Тамерлана. И одна из главных достопримечательностей древнего города — это мавзолей Гур-Эмир, где он и его потомки нашли последний приют. Великолепие этого грандиозного монументального здания поражает. Считается, что эта древняя усыпальница стала прототипом таких чудес света, как мавзолей Тадж-Махал и Хумаюн. Строительство этого, наверное, самого грандиозного мавзолея всей Средней Азии началось в 1403 г. по велению могучего правителя Тамерлана.
Недалеко от Самарканда расположена действующая бумажная мастерская, где мастера-ремесленники вручную изготавливают знаменитую самаркандскую бумагу по старинным технологиям. Вот как это делали древние самаркандские мастера:
С наступлением холодов мастер срезает тонкие прутья тутового дерева, снимает с них верхний слой коры и отделяет мягкий пористый слой камбия, который затем сушится и кипятится, образуя волокнистую массу. После измельчения деревянными палками, масса помещается в воду, процеживается и в виде листов высушивается на солнце. Затем мукракаш (лощильщик) перекладывает листы на мраморную плиту и тщательно шлифует их морской раковиной, добиваясь той гладкости и шелковистости, которая прославила самаркандских мастеров-бумагоделов.
ВОСТОЧНЫЙ БАЗАР
Юрточный лагерь путешественников где-то в пустыне Кызыл-кум.
Гиждуван (46 км от Бухары) — один из ремесленных центров Узбекистана, который издревле славился необыкновенно красивой, самобытной керамикой. На сегодняшний день это единственный сохранившийся центр полихромной глазурованной керамики региона, выросший на обычаях предков и с успехом продолжающий их в современности. Гиждуванскую школу керамики отличает использование геометрических форм, а также растительной тематики, птиц и цветов в орнаментах.
Путешественникам удалось посетить гончарную мастерскую Ибодулло Нарзуллаева, который был одним из самых известных керамистов Узбекистана и основателем Гиждуванской школы керамики. Уста (в переводе с узбекского «мастер») Ибодулло создал не только свой индивидуальный стиль, но и передал свое мастерство сыновьям Алишеру и Абдулло и дочери Нодире. Это шестое поколение, продолжающее традиции создания керамических изделий своей семьи.
Дополнительная информация:
Калюжная Юлия Юрьевна, руководитель информационного центра
E-mail: rgotomsk@mail.ru
Телефон: +7 913 820 2185