Неожиданно и вопреки картам, в бухте г. Апиа оказалась довольно приличная и недорогая марина, где нас ожидало свободное место на пирсе. На картах обозначенные глубины были до 1 метра, а на самом деле от 3 до 3,5 метров, что позволяло зайти не только нам, но и более крупным яхтам. Обратившись в офис марины, узнали, что бонусом к парковке прилагается бесплатная водопроводная вода и душ — то, чего мы не встречали на своем пути последнее полгода. Администратор Тревор оказался любезным молодым человеком, и на вопрос о наличии интернета в марине, сообщил, что на острове есть сеть 4G LTE, и он, неведомо откуда, достал и вручил нам местную сим-карту и пояснил, что до проверки таможней покидать судно не разрешается.
В течение дня катамаран посетили представители четырех служб. За это время выяснилось, что пока были в пути, пересекли линию перемены дат, и мы оказались в следующем дне и новом часовом поясе, позже на день. Таким образом, дату 15 мая мы проскочили, так и не увидев её на нашем календаре. Плюсом к тому же явилось, что в апреле 2017 года между Россией и независимым Государством Самоа подписано соглашение о безвизовом пространстве. Эмиграционная служба, в лице серьезного мужчины в юбке, (как мы потом узнали, их носят все должностные лица и полицейские, независимо от пола) хотел забрать наши паспорта, чтобы в офисе поставить отметки о прибытии. Боясь остаться в незнакомой стране без документов на руках, капитан пошел вместе с ним, совсем забыв предупреждения администратора. Хорошо, что представитель таможни – молодая женщина, пришла после его возвращения на борт, иначе неприятностей было бы не избежать. Она со всей ответственностью подошла к своей работе, проверив все «подозрительное» на борту, начиная с якорного ящика и заканчивая содержимым наших рюкзаков, и, убедившись в том, что мы «не покидали судно», открыла границу. Причем каждая из служб забрала копии документов, заполненные бланки, но нам ничего на руки не оставили, объяснив, что это нужно только для них. Зато таможней было любезно оставлены два пустых бланка для будущего оформления выхода.
Самоа — это самостоятельное государство, состоящего из трех островов: Саваи, Уполу и Аполима в юго-западной части Тихого океана. Острова вулканического происхождения, в основном гористые, покрытые густыми вечнозелёными тропическими лесами. Единственный город и основной порт Западного Самоа – столица Апиа, находящаяся на острове Уполу, куда мы и пришли.
Знакомство с островом начали с того, что достали велосипеды и объехали окрестности города Апиа. Если в центре города еще встречаются многоэтажные коммерческие строения, то окраина вся одноэтажная. Поразило обилие церквей всех конфессий и вероисповеданий, расположенных в пределах прямой видимости друг от друга по дорогам всего острова. На 33 тыс. жителей приходится больше сотни церквей, некоторые из которых в воскресные дни посещают всего по несколько прихожан. Посетив пустынный грандиозный комплекс Бахаии — Темпл, и прочитав информацию на стендах, сделали вывод, что желая получить в свое распоряжение больше прихожан, они вводят в заблуждение людей, указывая на то, что Иранская религия Бахаии является второй по распространённости в мире после Христианской религии.
Однако, основными достопримечательностями не очень затронутого цивилизацией Западного Самоа является её природа. Выбрав один из дней, решили посветить изучению острова. Непривычно было ехать по дороге с левосторонним движением, особенно на крутых поворотах, петляющих между гор и холмов, все казалось, что встречные автомобили выезжают на нашу полосу.
Несмотря на невысокий уровень жизни, дороги, проходящие через остров, все асфальтированы, находятся в отличном состоянии. Вдоль дорог скошена трава и посажены цветы. Склоны холмов, покрыты сочно зелеными, буйно растущими, тропическими растениями. Реки, ниспадающие по склонам гор, образовали множество живописных водопадов, радующих своей красотой и величием. К каждому водопаду есть хороший подъезд или смотровая площадка.
Колоритные деревушки, расположившиеся в долинах рек и вершинах холмов, поражают своей простотой. Доброжелательные местные жители ведут незамысловатый образ жизни, занимаясь сельским хозяйством. Большинство островитян живет в традиционных хижинах – фале, овальной формы. В нашем понимании это как обыкновенная терраса. Стены отсутствуют, крыша из листьев кокосовой пальмы или жести, держится на деревянных столбах, с бетонированным или засыпным полом. В хижинах нет никакой мебели, едят и спят на полу, постелив циновки. Зачастую, хижины находятся совсем рядом друг от друга, не укрытые стенами, либо хоть какими — то визуальными перегородками, выставляя всю жизнь обитателей напоказ.
В основном люди живут семейными общинами по 40-50 человек, владея сельскохозяйственными угодьями и выполняя всю трудоёмкую работу сообща. Большая часть побережья тоже принадлежит общинам, которые берут плату с приезжающих туристов за желание искупаться, либо посмотреть достопримечательность. Стоимость обычно составляет чисто символическую плату в 1-2 дол. США, которые идут на социальные нужды общины.
О главе государства, являющегося Вождем самоанцев, представителе одной крупной семейной общины, очень уважительно и с любовью отзываются местные жители. Говорят, что он очень прост и заботится о своем народе. Да и само местное население очень доброжелательно и искренне. В чем смогли убедиться, посетив аккуратно ухоженную смотровую площадку водопада, находящуюся во владении одной из таких общин.
Количество водопадов поражает воображение и, нельзя было не искупаться в горной реке с тёплой, от тропического климата, водой, под живописным водопадом. А в другом таком месте удалось охладится в пресноводном натуральном бассейне с рыбками, куда вода поступает из подземной реки через пещеру, выступающую прямо на побережье Тихого океана.
И каждый раз, после поездки по острову, мы возвращаемся в Марину и понимаем, как же это хорошо стоять привязанными к пирсу, где нет волны и до катамарана можно доехать прямо на велосипеде.
Вот и рядом с нами встали наши старые знакомые на яхте Канду, семейная пара с двумя мальчишками – подростками, которых мы видели ещё на Бора Бора. Приятно встречать уже знакомые лица на просторах Тихого океана.